Когда были построены первые "лодки"?
Самая старая открытая лодка в мире - это каноэ Пессе длиной 3 метра, построенное около 8000 г. до н.э., но более сложное изделие существовало гораздо раньше. Наскальные рисунки в Азербайджане, датируемые ~ 10 000 г. до н.э., показывают тростниковую лодку, на которой работают около 20 гребцов. Другие утверждают, что шкуры (каяки) использовались в Северной Европе еще в 9500 году до нашей эры.
Однако самые первые мореходные лодки, вероятно, были построены задолго до этого, около 800 000 лет назад, не человеком, а его предшественником Homo Erectus, умной голой обезьяной.
Erectus зародился около 1,8 млн. лет назад (млт) в Африке, и этот вид жил более 1,5 млн. лет, пока его не вытеснили неандертальцы и наши люди Homo Sapiens. Erectus научился наносить режущие кромки на камни и, возможно, контролировать огонь; но ему не хватало сил для использования речи и языка.
Erectus пережил Ледниковый период , период повторных оледенений, каждый из которых длился около 200 000 лет, разделенных теплыми периодами. В крайнем случае ледники покрывали до 30% земной массы в мире и связывали огромные объемы воды, в результате чего уровень моря упал на 100 м и более. Это создало временные переходы между островами и континентами. В какой-то момент Англия была связана с Европой, Сибирь - с Аляской, а часть Индонезии - с материковой Азией.
В свое время Erectus мигрировал из Африки в Азию, но, поскольку он не носил одежду, он оставался близко к экватору. Erectus достиг Индонезийского архипелага еще 800 000 лет назад. Мы знаем это, потому что каменные орудия, датированные этим периодом, типичные для Erectus, были найдены на острове Флорес - между Бали и Тимором. Хотя Erectus мог и добраться до Бали, пройдя по сухопутным мостам, Миграция за пределы Бали во Флорес потребовала как минимум 10 важных морских переходов протяженностью до 100 км и не могла произойти случайно. Исходя из этого делаем Вывод том, что Homo Erectus построил мореходное судно за 600 000 лет до того, как на земле появились первые Homo Sapiens.
От этих ранних лодок ничего не осталось - они давно сгнили; но, зная, какие растения и инструменты были доступны в то время, антропологи могут догадаться, какие виды судов они использовали. Текущая теория заключается в том, что использовались бамбуковые плоты, подобные показанному ниже. Недавно эта гипотеза была проверена путем строительства плотов с использованием методов каменного века и повторения критических пересечений.
H. Erectus сменяются более разумными видами, которые образовались в Африке. Сначала неандертальцы, которые появляются около 300 тыс. лет назад, а затем Homo Sapiens (~ 200 тыс.лет назад). Оба вида развивают одежду и мигрируют на север в Азию и Европу через Синайский сухопутный мост. Предполагается, что последняя миграция из Африки произошла около 60 тыс. лет назад, достигнув Европы и Австралии около 40 тыс. лет назад, а Америки около 20 тыс.лет назад.
Физически ранний Homo Sapiens был идентичен современному человеку; но в течение 150-1000 лет его умственные способности были ограничены - наравне с неандертальцами. Он использовал те же каменные инструменты; не было никаких драгоценностей, и охота была ограничена маленькими животными.
Но около 50 тыс. лет назад, есть свидетельство ОГРОМНОГО изменения: артефакты, найденные вокруг мест захоронения, становятся намного более изощренными. Они включают в себя: искусство (украшения и рисунки), современные инструменты (иголки и сетки) и оружие дальнего действия (луки и стрелы). Этот прогресс объясняется мутациями, которые позволили использовать язык и абстрактное мышление. Homo Sapiens действительно стал современным человеком.
Homo Sapiens, несомненно, улучшил грубые плоты Homo Erectus. На этой странице мы рассмотрим лодки, которые существовали до разработки металлических инструментов и возникновения городов. Более конкретно, до того, как деревянные доски позволили построить большие корабли для войны и торговли около 3000 г. до н.э.
Свидетельство природы этих ранних лодок получено из раскопанных останков, петроглифов и других рисунков, начиная примерно с 10 000 г. до н.э. (12 тыс.лет назад). К этому мы можем добавить лодки, которые используются сегодня, но могли быть построены с использованием инструментов каменного века. Типы лодок подразделяются на несколько категорий в зависимости от материалов и инструментов, используемых в их конструкции:
- Плоты из бамбука, брёвен или камыша
- Выточенное каноэ
- Кожаные лодки
Доисторические плоты
Чтобы изготовить плот, который будет служить лодкой использовали всё, что плавает и что может быть соединено вместе. Требуются только примитивные режущие инструменты. Бамбук, брёвна и тростник использовались в качестве сырья, связанного лозой или пальмовыми волокнами. Ранние плоты служили рыболовными платформами, позволяли перемещаться по водоёмам и даже образовывали плавучие острова для деревень.
Движущая сила плота достигается путём толкания шестами, натяжения тросом или гребли. Когда плывет по рекам, течение делает свою работу. Позже, были добавлены паруса, чтобы уменьшить усилие при ходьбе по ветру, но плоты не имеют киля или формы, чтобы они могли двигаться по прямой, поэтому рулевое управление всегда на них затруднено.
От этих ранних лодок, которые давно сгнили, ничего не осталось, но водные суда, все еще используемые сегодня в отдаленных районах, дают примеры того, как должны были выглядеть ранние лодки.
В некоторых областях примитивный бревенчатый плот превратился в более сложные версии с конусообразной формой и нечётным количеством изогнутых бревен, часто скрепленных заостренными штифтами из твердой древесины. Примеры ниже из Индии (вокруг Ченнаи) и средневековой Японии.
Бамбуковые плоты
Бамбуковые плоты, мало отличавшиеся от модели Homo Erectus, до сих пор широко используются в Азии. Но теперь используются синтетические веревки, и концы часто свертываются паром. Плоты используются для рыбалки, переправы и, с недавних пор, «экотуризма».
Тростниковые лодки
Тростниковые лодки изготавливаются путем сборки пучков тростников (или других тонких ветвей) в заостренные каякоподобные формы. Например, в Египте и Ираке, до разработки эффективных инструментов для обработки древесины. Петроглифы периода мезолита (Азербайджан, 12 000 - 7 000 лет до н.э.) показывают большие тростниковые лодки, а 7 000 лет.
В настоящее время наиболее эффективными примерами являются лодки, сделанные из банановых стеблей. Самые сложные находятся на озере Титикака на границе Перу и Боливии. Здесь могут разместиться до 60 человек. Тростниковые лодки до сих пор используются в Перу и Эфиопии.
Долбленное каное
Для таког типа каноэ требуются более совершенные инструменты, такие как топоры, лезвия и зубила, которые изначально были изготовлены из камня, а не из металла. Чтобы выдолбить ядро бревна так же хорошим помошником являлся огонь. Подходящие инструменты появились около 12 000 лет назад (мезолитический период), и можно предположить, что каноэ были разработаны в это время, но более точная хронология должна опираться на обнаружение датируемых артефактов. Самая старая лодка, найденная до настоящего времени, - это 3-метровое деревянное каноэ, показанное ниже, построенное около 8000 г. до н.э.
Долбленное каноэ в различных формах были разработаны во всем мире, где росли большие деревья. Более поздние проекты добавили аутригеры, чтобы помочь со стабильностью и в конечном итоге чтобы каноэ могло плавать.
Коракл и Каяки
Следующим новшеством в водном транспорте было нанесение кожи, которая в свою очередь не пропускает воду, на жесткую раму. Это сделал лодки более лёгкими, даже портативными! Существуют (косвенные) доказательства того, что такие лодки использовались еще в 9500 г. до н.э. - до каноэ в Пессе; но требуемая технология более продвинута, и вполне вероятно, что деревянные каноэ появились первыми.
Кораклы используют плетеные корзины для рамы. У европейских кораклов как раз-таки использовалась кожа. На Ближнем Востоке и в Азии гидроизоляция достигалась с помощью ткани и смолы,например, в Библии Моисея отправляют в маленькой корзине с камышами, покрытыми смолой.
Долбленное каноэ - это каркас из деревянных рёбер, покрытых сшитыми кусками коры. Береста была идеальным выбором, она сочетала в себе лёгкость, гладкость, водонепроницаемость и эластичность. Рёбра каноэ были связаны вместе корнем белой сосны, только после этого гидроизолированы с помощью смолы из горячей сосны или ели.
Каяк представляет собой традиционную лодку, изготовленную путём натягивания шкур тюленя на каркас из лёгких пород коряг деревьев или китового уса и последующего покрытия его жиром кита. Они были разработаны коренными Алеутами и Инуитами в субарктических регионах мира. Как правило, каяк покрыт материалом и в состав его входит опоясывающая юбка, чтобы изолировать водителя от холода и предотвратить попадание воды внутрь лодки из--за волн. Северные народы также построили Umiaks: большие открытые лодки из тюленьей кожи, используемые для перемещения людей и имущества в сезонные охотничьи угодья.
Европейские кожаные лодки
Аргумент в пользу доисторических европейских кожаных лодок исходит из открытия в северной Германии костей северных оленей (датированных около 9500 г. до н.э.), которые показывают раны от стрел сзади в шее и плечах. Это указывает на технику охоты, которая до недавнего времени использовалась Инуитами в Северной Америке. Как показано ниже, охотники устраивают засады, мигрируя стадами с лодок, когда они плавают через озера или реки. Отсутствие деревьев в Северной Европе в то время не позволяет использовать каноэ для землянки; отсюда предположение, что шкуры (оленьи) были использованы именно для этого.
Воссоздание исторических морских переправ
В 1947 году норвежский этнограф Тур Хейердал положил начало плаванию Кон-Тики, плота из бальзового бревна, из Южной Америки на острове Туамоту. Экспедиция была разработана, чтобы продемонстрировать, что древние люди могли совершать длительные морские путешествия, создавая контакты между отдельными культурами. С тех пор многие другие экспедиции пытались пересечь океан, используя примитивные методы.
Экспедиция Кон-Тики (1947)
Установленная теория гласит, что Полинезия была колонизирована через Азию около 5500 лет назад. Исходя из сходства между статуями на острове Пасхи и другими островами в Боливии, Хейердал полагал, что была связь с Южной Америкой. Чтобы поддержать это предположение, он отплыл из Перу с пятью другими искателями приключений на плоту, построенном в родном стиле из базальтового дерева, бамбука и конопли. После 101-го дня и 4 300 морских миль в открытом море они прибыли на острова Туамота.
РА-II: пересечение Атлантики на тростниковой лодке (1970)
В 1970 году Хейердал снова был на нём. Доказательство того, что тростниковая лодка египетского дизайна может достичь Южной Америки. Могли ли Ацтекские пирамиды оказать влияние на Египетские?
Путешествие Брендана (Северин, 1976)
Эта экспедиция стремилась повторить гораздо более поздний подвиг: семилетнее путешествие Святого Брендана (ок. 489-583) через Атлантику на лодке, обтянутой кожей, в новую страну и его возвратиться обратно.
Брендан, 36-футовая лодка с двумя мачтами, построенная в традиционном стиле из ирландского ясеня и дуба, с ручными плетями и кожаными ремешками общей длиной почти две мили (3 км), обернутая 49 обожжёнными шкурами быка и вымазанная подшёрстным жиром. , В период с мая 1976 года по июнь 1977 года Тим Северин и его команда плыли из Брендана на расстояние 4500 миль (7200 км) из Ирландии на остров Пекфорд, Ньюфаундленд, останавливаясь на маршруте Гебриды и Исландия.
Эксперименты в Средиземноморье
Недавние исследования показали, что большинство островов в Средиземном море посещали или заселяли люди каменного века - задолго до классических цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции. На Кипре были найдены сельскохозяйственные поселения, датируемые 9000 г. до н.э., и первые поселения на Крите (~ 7000 г. до н.э.) предшествуют Минойской цивилизации более чем на четыре тысячелетия.
Островное поселение предполагает некоторые навигационные этапы более 100 км на очень примитивном корабле. Есть также свидетельства торговли (обсидианом) между некоторыми островами и материком. В последние годы экспериментальные археологи повторяли эти путешествия на кораблях для тростников и каноэ.
Первые проекты моряков (1998-2008)
Проекты «Первых мореплаваний» показали, как Homo Erectus мог достичь Флореса на Индонезийском архипелаге 800 000 лет назад. Они также продемонстрировали, как аборигены могли плыть (600 км) из Тимора в Австралию 50 000 лет назад.
Следующий шаг: доски
Следующий качественный скачок в дизайне лодок произойдет в эпоху металла около 3000 лет до н.э. Металлические инструменты позволяют превращать деревья в доски, делая возможным строительство более крупных кораблей для войны и торговли с египтянами, финикийцами и греками.