Главная \ Новости и обзоры \ Корабли-Герои Великой Отечественной Войны

Корабли-Герои Великой Отечественной Войны

« Назад

Корабли-Герои Великой Отечественной Войны 05.05.2020 00:00

"Корабли Военно-Морского Флота,
ни при каких обстоятельствах не спускают
своего флага перед противником, предпочитая
гибель сдаче врагам Отечества."

Корабельный устав ВМФ России

Корабль-памятник «ТК-12»

Торпедный катер № 12

В городе Североморске на площади Мужества установлен корабль-памятник. На его борту – мемориальная доска с надписью: «Торпедный катер № 12. В годы Великой Отечественной войны кораблем командовали дважды Герой Советского Союза А.О. Шабалин и Герой Советского Союза Г.М. Паламарчук». Торпедный катер № 12 вместе с другими катерами типа «Д-3» пришел с Балтики на Северный флот незадолго до начала Великой Отечественной войны. Он имел хорошую мореходность и маневренность, водоизмещение 35 т, деревянный корпус. Вооружение составляли два торпедных аппарата и две зенитные установки. Катер мог развивать скорость до 32 узлов. Этот небольшой, но грозный корабль в трудных условиях Баренцева моря с честью нёс боевую службу.

11 сентября 1941 г. «ТК-12» под командованием А.О. Шабалина вышел на боевое задание. В районе Варангер-фиорда был обнаружен вражеский конвой. Стремительный маневр, точный торпедный залп – и фашистский транспорт исчез в морской пучине. Ни огонь вражеских батарей, ни погоня катеров-охотников не дали результата. «ТК-12» благополучно вернулся на базу. Боевой счет катера увеличивался. Командир «ТК-12» А.О. Шабалин был человеком беспримерной храбрости и железной воли: он много раз водил свой катер на вражеские коммуникации, пробирался в тыл, высаживал разведчиков и совершал смелые десантные операции.

В 1943 г. команду торпедного катера № 12 возглавил старший лейтенант Г.М. Паламарчук. 22 декабря 1943 г. группа торпедных катеров атаковала крупный конвой противника. «ТК-12» на полном ходу прорвал огневую завесу и с короткой дистанции потопил миноносец. Во время атаки катер получил повреждения, но не свернул с боевого курса. Старшина 2-й статьи Гурьев и старший матрос Захаренко под огнем противника устранили поломки. Командир Г.М. Паламарчук, несмотря на тяжелое ранение, по-прежнему управлял кораблем и довел атаку до победного конца. К штурвалу встал боцман Колобов и привел катер в Полярное... Прошитый осколками вражеских снарядов, корабль-памятник замер на высоком пьедестале – оружие славы, свидетельство беспримерного мужества и героизма отважного экипажа.

Пушка крепости Орешек

Орудийный расчёт 45-мм пушки 409-й морской батареи

Морская 45-мм пушка № 1357 409-й батареи 302-го отдельного артдивизиона Ладожской военной флотилии, расчет которой под командованием младшего сержанта Николая Васильевича Конюшкина защищал в годы Великой Отечественной войны Шлиссельбургскую крепость Орешек, находится сейчас в Центральном военно-морском музее.

...Там, где воды Ладожского озера вливаются в русло Невы, напротив г. Шлиссельбург находится маленький островок Ореховый. Воды Ладоги обтекают его двумя быстрыми потоками. Сооруженная на островке больше шести с половиной веков назад крепость Орешек не раз служила защите Севера России от иностранных захватчиков.

Младший сержант Н.В. Конюшкин

В сентябрьские дни 1941 г., когда немецко-фашистские войска, заняв Шлиссельбург («Ключ-город»), замкнули кольцо блокады Ленинграда, Орешек стал преградой на пути врага. Южные стены крепости находились всего в 180 – 200 м от северного берега Шлиссельбурга. Орешек, являвшийся ключом к правому берегу Невы, нужно было удержать любой ценой, чтобы не дать фашистам форсировать реку и соединиться с финскими войсками. В крепости находился небольшой гарнизон из пехотинцев Ленинградского фронта и моряков Краснознаменного Балтийского флота, ядром которого были артиллеристы 409-й батареи (четыре 45-мм и два 76,2-мм орудия) под командованием Петра Никитовича Кочаненкова и военкома Алексея Григорьевича Морозова. 490 дней и ночей балтийские артиллеристы огнем своих орудий отстаивали крепость и защищали Ленинград.

Командир 409-й морской артиллерийской батареи крепости Орешек капитан П.Н. Кочаненков

Гитлеровцы засыпали Орешек минами, снарядами и бомбами. От непрерывных разрывов тесную цитадель так заволакивало дымом и пылью, что трудно было дышать. Рушились древние стены, крепостные башни и бастионы, выходили из строя орудия, минометы и пулеметы. Но воины маленького гарнизона крепости Орешек продолжали сражаться... Одним из лучших в батарее был расчет младшего сержанта Н.В. Конюшкина. Он уничтожил 36 пулеметных точек, автомашину с фашистами и подавил более 100 артиллерийских и минометных точек, расположенных на переднем крае обороны противника.

Однажды январской ночью 1942 г. на батарею поступил приказ: подавить огневые точки противника на его переднем крае, обеспечить отряду моряков под командованием майора В.Ф. Маргелова прорыв линии обороны северо-восточнее Шлиссельбурга. Комендоры Орешка открыли огонь прямой наводкой по фашистским огневым точкам. В течение получаса расчет Конюшкина (наводчик Н. Перепелкин, заряжающий П. Соков) уничтожил шесть пулеметных точек. Враг перенес всю силу огня на батарею, но моряки, среди которых было много раненых, свою задачу выполнили. В этом бою артиллеристы Орешка уничтожили 26 огневых точек и большое количество живой силы врага. Наблюдатель краснофлотец Василий Коротков обнаружил автомашину с гитлеровцами, следовавшую в сторону Шлиссельбурга. Орудия Конюшкина и Шелепеня открыли огонь, и через несколько минут автомашина загорелась. Большинство фашистов было уничтожено.

Комиссар батареи капитан А.Г. Морозов

Гитлеровцы решили свести счеты с батареей. 17 июня 1942 г. вновь начался жестокий обстрел крепости, продолжавшийся шесть часов и не утихавший ни на минуту. За это время немцы выпустили по крепости 248 снарядов 220-мм калибра, свыше 1000 других снарядов и мин. Все это время комендоры находились на постах наблюдения и под толстыми сводами Королевской башни. Дважды врагу удавалось зажечь боезапас, имевшийся на острове. И дважды, рискуя жизнью, воины тушили пожар. Когда над крепостью развеялись дым и пыль, гитлеровцы увидели, что над Орешком вновь поднимается красный флаг.

Противник вывел-таки из строя всю артиллерию крепости. Разбитая пушка Конюшкина, заваленная обломками кирпича и камня, была найдена лишь летом 1960 г. во время восстановительных работ в крепости Орешек. Шестнадцать месяцев стоял и выстоял гарнизон героического Орешка. За это время фашисты выпустили по островку Ореховый свыше 50 тыс. снарядов и мин. Врагу наш Орешек оказался не по зубам...

Подводная лодка «Лембит»

Краснознаменная подводная лодка «Лембит»

«Бессмертной субмариной» называли в годы Великой Отечественной войны моряки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) подводную лодку «Лембит». Она была названа в честь героя эстонского эпоса, возглавлявшего в XIII веке народное восстание против немецких феодалов, жестоко угнетавших эстонский народ. Семь боевых походов – прорывов через немецко-фашистские противолодочные рубежи, круглосуточно прикрывавшиеся воздушными и корабельными дозорами, – успешно совершил героический экипаж лодки на Балтике. По уточненным данным, фашисты потеряли от мин и торпед «Лембит» свыше 20 кораблей и судов, в том числе и подводную лодку «U-479», которая была таранена нашей подлодкой.

Подводный минный заградитель «Лембит» был построен в 1937 г. В состав КБФ вошел в 1940 г. Первым командиром лодки был капитан-лейтенант В.А. Полещук, а в сентябре 1941 г. его сменил старший лейтенант А.М. Матиясевич. Уже в августе 1941 г. в районе острова Борнхольм – на путях движения вражеских судов – «Лембит» выставила пять минных банок, по четыре мины каждая. Вскоре на этих минах подорвались и затонули вражеские транспорт водоизмещением 5800 т, железнодорожный паром (2459 т) и фашистское учебное судно «Дойч-ланд» (10 тыс. т). Это были первые боевые успехи экипажа.

Особое мужество и мастерство экипаж проявил в бою 11 сентября 1942 г. Около полудня подводная лодка капитан-лейтенанта А.М. Матиясевича атаковала конвой из восьми транспортов, шедших под охраной четырех сторожевых кораблей и нескольких катеров. Двумя торпедными залпами были потоплены два транспорта противника. Командир решил атаковать оставшимися торпедами концевой транспорт каравана. Однако завершить маневр для выхода в атаку не удалось. Вражеский сторожевой корабль полным ходом шел на лодку. Уклоняясь от таранного удара, Матиясевич увел «Лембит» на глубину. Вслед посыпались глубинные бомбы. Одна из них разорвалась недалеко от правого борта лодки.

Командир Краснознаменной подводной лодки «Лембит» капитан 3 ранга А.М. Матиясевич, 1945 г.

«Лембит» содрогнулась от сильного внутреннего взрыва. Это взорвались газы аккумуляторных батарей, расположенных в кормовой части третьего отсека. На лодке вспыхнул пожар. Отсеки наполнились едким газом и удушливым дымом. В трюм начала поступать забортная вода. Вышли из строя многие приборы и механизмы. Погас свет. Подводная лодка, лишившись хода, стремительно погружалась и на глубине 36 м легла на грунт. Многие моряки были ранены и обожжены. Были контужены командир лодки А.М. Матиясевич и комиссар П.П. Иванов.

Несмотря на тяжелое положение, подводный корабль выжил. Вскоре пожар был ликвидирован, электрики дали свет, надежно заделана пробоина в корпусе. В лодку перестала поступать вода. Постепенно мотористы, трюмные и электрики вводили в строй поврежденные механизмы. Мужество не было отличительной чертой. Так вели себя все. Главный старшина Ф.Н. Галиенко был ранен очень тяжело. Ослепшего, с раздробленными ногами, перенесли его товарищи во второй отсек. Однако, понимая, как нужна лодке связь, радист попросил перенести его в поврежденную взрывом радиорубку. Превозмогая боль, на ощупь, Галиенко с молодым радистом С.П. Проданом устранял повреждения в радиоаппаратуре. И рация ожила. Из Кронштадта было принято сообщение, что гитлеровцы выявили часть лодочных фарватеров и заминировали их. Возвращаясь в базу, лодка благополучно миновала эти фарватеры...

За успешные боевые действия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. подводная лодка «Лембит» была награждена орденом Красного Знамени.

Корабль назывался «Смерч»

В Центральном музее Вооруженных Сил РФ в экспозиции, посвященной освобождению Заполярья, находится 12,7-мм зенитный пулемет образца 1938 г. ДШК № ВТ-515. Это оружие со сторожевого корабля Северного флота «Смерч». Корабль прошел славный боевой путь. Он прибыл на Север в 1933 г. в составе первого отряда советских военных кораблей. С первых же дней Великой Отечественной войны «Смерч» участвует в защите северных рубежей. 20 июля 1941 г., оказывая артиллерийскую поддержку нашим подводным лодкам, корабль подвергся налету 20 вражеских самолетов. Несмотря на потери в личном составе и многочисленные пробоины в корабле, экипаж выполнил задание и вернулся на свою базу. Командир корабля старший лейтенант Н.И. Богданов и комиссар Г.В. Новосельцев за отличия в боях были в числе первых на Северном флоте награждены орденом Красного Знамени.

В декабре 1942 г. при сопровождении одного из конвоев «Смерч» был обстрелян вражеской авиацией и от прямого попадания авиабомбы затонул. Но с окончанием полярной ночи, 28 апреля 1943 г., «Смерч» подняли. Он был восстановлен, его вооружение усилили крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом Дегтярева – Шпагина. Для более меткого огня на этом ДШК установили оптический и кольцевой прицелы. Корабль вновь вернулся в строй. За годы войны на боевом счету «Смерча» 12 боевых походов, 3 сбитых самолета противника, 3 уничтоженных батареи.

Моряки-артиллеристы

18 июля 1941 г. эскадренный миноносец «Стерегущий» под командованием капитан-лейтенанта Е.П. Збрицкого обнаружил в Рижском заливе крупный караван противника: более 20 транспортов с техникой и войсками шли под охраной конвойных кораблей. Командир «Стерегущего» принял решение атаковать. Четыре 130-мм пушки открыли огонь по фашистским кораблям. Артиллерийский огонь «Стерегущего» был точным и эффективным. Вражеские транспорты один за другим выходили из строя – вот задымил и погрузился в воду один, потерял ход другой... За 30 минут эсминец выпустил свыше 300 снарядов и потопил 5 транспортов. Опомнившись после внезапного нападения, 4 вражеских торпедных катера атаковали «Стерегущий». С дистанции 40 кабельтовых (7,5 км) артиллеристы эсминца перенесли огонь на них. Уже третьим залпом два катера были уничтожены. Остальные, прикрывшись дымовой завесой, отошли к конвою. Советский корабль без потерь вернулся в свою базу.

130-мм палубные пушки были установлены в годы Великой Отечественной войны на многих эскадренных миноносцах. Большой урон нанесли эти пушки противнику. В июле 1941 г. в Рижском заливе эсминец «Смелый» отправил на дно два фашистских торпедных катера. Гвардейский эсминец Черноморского флота «Сообразительный» 218 раз выходил в море на боевые задания. Провел 56 артиллерийских стрельб, подавил и уничтожил свыше 10 артиллерийских батарей и до 30 танков врага. Краснознаменный эскадренный миноносец «Бойкий» 80 раз вел огонь по берегу. Уничтожил 9 артбатарей, аэродром и до полка пехоты противника. Гвардейский эсминец Северного флота «Гремящий» потопил фашистскую подводную лодку и двум нанес тяжелые повреждения. Во время Великой Отечественной войны 130-мм орудия широко применялись в береговой обороне. Они вели борьбу с морскими десантами фашистов, противодействовали вражеским перевозкам по прибрежным коммуникациям. Поддерживали огнем наши сухопутные войска.

При обороне острова Эзель в сентябре 1941 г. отличилась 43-я батарея капитана Букоткина. Крупный вражеский десант на 8 транспортных и мелких судах, охраняемый 4 миноносцами и 3 сторожевыми кораблями, подошел к полуострову Кюбассар и после артиллерийской подготовки попытался высадиться в бухте Кейгусте. Шлюпки и катера устремились к берегу. 43-я батарея открыла огонь. Враг вызвал на помощь авиацию. Десятки бомбардировщиков пикировали на наши огневые позиции, обрушив на батарею 550 бомб. Но батарея жила и вела огонь. Фашисты решили захватить батарею с суши. В ее тылу был высажен воздушный десант, но смелыми и решительными действиями наших бойцов он был уничтожен. Весь день воины 43-й береговой батареи вели неравный бой, и победа осталась за ними. Артиллеристы потопили 4 транспорта, 20 катеров и шлюпок с десантниками, повредили миноносец, уничтожив до 4000 гитлеровцев.

Уже в первый день войны артиллеристы 221-й береговой батареи Северного флота пустили на дно фашистский тральщик, открыв счет победам североморцев. Спустя год на их боевом счету было уже 11 уничтоженных кораблей и транспортов противника. Гитлеровское командование неоднократно пыталось бомбардировкой с воздуха и артиллерийским обстрелом заставить замолчать 221-ю, но безуспешно.

За годы войны артиллерия береговой обороны нанесла значительный урон военно-морскому и торговому флотам фашистской Германии. Было потоплено 27 транспортов и 43 боевых корабля. Береговые батареи отлично действовали в боях на приморских направлениях: под Таллином и Ленинградом, Севастополем и Новороссийском, на Севере.

Боевая биография линкора

Линкор «Октябрьская революция»

Более 40 лет находился в строю советского флота линкор «Октябрьская революция». Первоначальное свое название – «Гангут» – корабль получил в честь выдающейся победы русского флота в Гангутском сражении. Водоизмещение его 23 тыс. т, скорость хода 23 узла (42,6 км/ч), вооружение 32 орудия, в том числе двенадцать 305-мм, экипаж 1126 человек.

В годы Великой Отечественной войны, 5 сентября 1941 г., линкор впервые открыл по врагу огонь из главного калибра. В сентябрьские же дни линкор подвергся массированным налетам фашистской авиации: более 450 самолетов 19 раз атаковали корабль, 6 бомб попали в линкор. Но цели своей гитлеровцы не достигли. Универсальное 76,2-мм орудие с линкора «Октябрьская революция», хранящееся в Центральном военно-морском музее, одно из тех, что отражали налеты вражеской авиации. В течение октября линкор произвел 23 огневых налета из главного калибра, поражая рвавшегося к Ленинграду врага. Ураганным огнем пушки корабля уничтожали танки, бронетранспортеры, батареи, доты и живую силу врага. Воины Ленинградского фронта благодарили артиллеристов линкора за «флотский огонек».

Подвиг моряка-балтийца Ивана Тамбасова

Утром 23 октября 1941 г. линкор пришел в Ленинград, ошвартовался у стенки Балтийского завода и отражал налеты фашистских самолетов на город. В апреле 1942 г. фашисты предприняли операцию по уничтожению кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Неве. Во время одного из артобстрелов снаряд разорвался рядом со спаренной зенитной установкой. Раскаленный осколок поджег боезапас. Старшина 1-й статьи И.И. Тамбасов стоял в это время на своем боевом посту – у зенитной установки. Опасность угрожала кораблю. Тогда Тамбасов схватил горящий снаряд. Руки обожгло раскаленным металлом... Но, несмотря на сильную боль, он сумел резким движением выбросить снаряд за борт.

Герой навечно занесен в списки экипажа корабля. Он посмертно награжден орденом Красного Знамени, а орудию, которым он командовал, присвоено имя Ивана Тамбасова. Сейчас это орудие стоит в Кронштадтском матросском парке. В январе 1944 г. линкор «Октябрьская революция» участвовал в боях по освобождению Ленинграда от блокады. Главный калибр вел мощный огонь по укреплениям и узлам сопротивления противника. «Правда» 24 января 1944 г. в передовой статье сообщила: «Только на днях мощная артиллерия линейных кораблей «Октябрьская революция» и «Петропавловск», эскадренных миноносцев и береговых батарей Балтийского флота совместно с артиллеристами Ленинградского фронта разгромила вражеские укрепления под Ленинградом и пробила дорогу для наступающих частей Красной Армии».

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 г. линкор «Октябрьская революция» награжден орденом Красного Знамени. Один из крейсеров Балтийского флота унаследовал наименование и боевые традиции «Октябрьской революции». Но в 90-х годах прошлого века и он прекратил своё существование.

Главный калибр крейсера

Сейчас это орудие вызывает особый интерес у посетителей музея своими громадными размерами. И действительно, 180-мм пушка имеет длину 12 м. Такие орудия устанавливались в башнях крейсеров «Киров», «Максим Горький» и «Ворошилов». 180-мм орудия грозно разворачивались навстречу врагу и наносили сокрушительные удары по немецко-фашистским войскам, прикрывая сухопутные фланги нашей армии на Балтике и в Черном море.

Проектирование этих могучих морских артиллерийских систем началось в 1933 г. Разработка и испытания 180-мм орудий для первых советских крейсеров продолжались несколько лет. Созданная трехорудийная 180-мм башенная установка превзошла все подобные зарубежные системы. Ни один флот в мире не имел на вооружении таких мощных орудий. Эта пушка могла послать 97-килограммовый снаряд на дистанцию 207 кабельтовых (38,3 км). Скорострельность 3 выстрела в минуту. Процесс заряжания был полностью автоматизирован.

В те времена крейсер «Киров» был одним из самых современных кораблей. В первые дни Великой Отечественной войны «Киров» в чрезвычайно трудной навигационной обстановке, пройдя узким и мелководным проливом Муху-Вяйка, прибыл в Таллин и активно действовал при обороне города и эвакуации его защитников. Неоднократно огонь его орудий преграждал путь атакующим фашистам. Во время таллинского перехода «Киров» под флагом командующего Балтийским флотом возглавлял эскадру прорывающихся кораблей. Экипаж корабля, под командованием капитана 2 ранга М. Сухорукова, действовал слаженно и четко. Ни минная опасность, ни атаки фашистских бомбардировщиков не могли преградить путь нашим морякам.

В 1944 г. при прорыве укреплений противника на Карельском перешейке огнем орудий «Кирова» были полностью уничтожены два узла сопротивления. 27 февраля 1943 г. корабль облетела радостная весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение экипажем боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу крейсер «Киров» первым среди надводных кораблей Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны был награжден орденом Красного Знамени. Краснознаменными стали в годы войны также крейсеры «Максим Горький» и «Ворошилов».

Идут голы. Уже нет в составе советского Военно-Морского Флота тех легендарных кораблей, но ратные подвиги их экипажей никогда не забудутся. 180-мм башенное орудие корабля – в Центральном музее Вооруженных РФ. Затем имя «Киров» носил ракетный крейсер. В 1992 году он был переименован в «Адмирал Ушаков».

Информация позаимствована с сайта http://www.otvoyna.ru/


Телефон:
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности (согласно категориям и целям обработки ПД, поименованным в п. 4.3)
Продолжить
Сайт не оплачен Изображение
Сайт не оплачен.
Временно не обслуживается